+38 (044) 599-61-23 | +38 (093) 790 44 17

Вверх

Дмитрий Шоломко: «Успех – это умение идти от неудачи к неудаче без потери энтузиазма…»

Ученик Годовой предпринимательской программы MBA Kids International Владислав Горбатенко (14 лет) побеседовал с Дмитрием Шоломко, директором Google в Украине с 2011 года (в компании – с 2006 года). Он прошел все этапы карьерного роста от консультанта до генерального директора.

 

Владислав: В каком возрасте Вы заработали свои первые деньги? 

Дмитрий Шоломко: В 14 лет. Я делал описание игр для ZX Spectrum. Тогда мало кто знал английский язык, и поэтому я решил переводить эти игры на украинский и русский языки. Я покупал магнитофонные кассеты с играми, запускал игры на компьютере и писал инструкции, как в них играть. После этого книжки с моими инструкциями перепродавались, и я получал деньги. Для подростка в 14 лет это была не работа, а мечта! Именно тогда я заработал свои первые деньги.

В.: Что заставило Вас начать зарабатывать деньги? 

 Д.Ш.: 90-е годы прошлого века были тяжелые, надо было чем-то заниматься. Я думаю, что в отличие от многих подростков того времени мне очень повезло, потому что я занимался любимым делом — играл в игры и получал за это деньги.

В.: В чем плюсы, а в чем минусы работы в Google?

Д.Ш.: Первый плюс — это большая, известная компания. Даже любое, маленькое движение, которое мы здесь делаем от имени Google, очень сильно влияет на общество в стране. Мне это очень нравится. Недостатки – это большая ответственность, иногда об этом даже думать не хочется, когда понимаешь, какого масштаба работой ты занимаешься.

В.: Как изменилась Ваша жизнь после начала работы в Google? 

Д.Ш.: Появилось больше возможностей путешествовать по миру, тестировать продукты Google раньше остальных. Я скажу так: в общем жизнь не изменилась, ведь это всего лишь работа.

В.: Каждый бизнес — это команда и командная работа. Влияет ли дисциплина и определенные правила на течение бизнеса в целом?  

Д.Ш.: Правила конечно есть, но я считаю, что люди должны быть достаточно собранными, чтобы понимать, что можно делать, а что нельзя. Дисциплина — это больше для детей. В бизнесе люди должны быть все-таки самостоятельно думающими личностями. У меня все немножко по-другому. Я очень люблю работать с умными людьми, они, как правило, понимают, что должно быть сделано, а чего делать нельзя. И это формирует самодисциплину. У меня нет требования, чтобы люди присутствовали на работе от звонка до звонка. Успешные люди в бизнесе сами собой руководят, и мне это очень нравится.

В.: В жизни бывают подъемы и падения. Как к Вам пришел первый успех? 

Д.Ш.: Это было давно, еще в школе. Я просто выиграл олимпиаду, к которой долго готовился, и был очень приятно удивлен. Есть разное понимание успеха. Успех – это не просто какое-то событие, которое доставило удовольствие. Есть мое любимое определение, что успех – это умение идти от неудачи к неудаче без потери энтузиазма. Что в принципе, наверное, правда. Ощущение в жизни, когда ты что-то сделал и это принесло пользу тебе, друзьям, родственникам, обществу – оно было часто в моей жизни. Успехов было много, и я их ценю, но на этом останавливаться нельзя, нужно продолжать двигаться вперед и достигать новых целей.

В.: Как вы думаете, какие Ваши качества помогают достигать поставленных целей? 

 Д.Ш.: Ответственность, понимание, что работа должна быть сделана. Я знаю, что человек, который работает со мной, выполнит свою задачу по работе, и моя задача – направить, показать, в какую сторону двигаться. Второе – если я взялся за что-то, то довожу это до конца, сколько бы времени это не заняло.

«Успешный человек – тот, кто не боится ошибок и ударов судьбы, и готов добиваться своих целей, несмотря на неудачи»

В.: Что для Вас является самым сложным в работе?

Д.Ш.: Постоянно мириться с ощущением, что люди, которые работают со мной, часто делают работу совсем не так, как я бы сделал ее сам. Но правильное делегирование полномочий помогает мне с этим справиться.

В.: Дайте, пожалуйста, несколько наиболее эффективных советов для тех, кто хочет создать свой бизнес?

 Д.Ш.: В первую очередь следует определиться, кем хочется стать в этой жизни. Поставить перед собой цель. Конечно, подростку, которому 14-16 лет, сложно представить, кем он будет в будущем. Даже я, когда был в таком возрасте, хотел стать рок-музыкантом, но я им не стал. Но, по крайней мере, в то время у меня уже была мысль, куда я хочу двигаться. Как только есть понимание, куда ты хочешь двигаться, что ты хочешь делать, тогда уже просто можно сформулировать план, каким образом этого достичь. Не факт, что цели не будут меняться, но какую-то цель в жизни нужно иметь всегда.

Второе – это уверенность, что твой выбор правильный. Задавайте себе вопрос «почему?».  Допустим, я хочу быть рок-музыкантом. Вопрос: почему ты хочешь быть именно им? Почему твой выбор правильный?

Третье – это понимание того, что стратегические и тактические цели – не одно и то же. Стратегия – это твоя цель. Ты сказал, кем ты хочешь быть через 5 лет, и это – стратегическая цель. А вот как ее достичь – это уже цель тактическая. Одна моя давняя знакомая рассказала, что открыла маленький магазинчик по продаже детских вещей. Говорит, ей нужна раскрутка, реклама и увеличение потока покупателей. Я ее спросил: «Ты сделала стратегический план по развитию бизнеса? Кто твои клиенты? Откуда они приходят, сколько они платят?» и так далее. Все эти вещи нужно продумывать. Особенно, начиная свой бизнес.

Стартовать можно так: поработать 3 месяца там, поработать 3 месяца тут, заработать денег, и это более-менее просто. Но если ты занимаешься своим бизнесом, то здесь очень важно понимать, что ты отвечаешь за себя, тебе почти никто не поможет, это твои деньги, твои ресурсы, люди, которые с тобой работают, зависят от тебя, и это очень большая ответственность. Это нужно осознавать. Когда принимаешь решения в собственном бизнесе, нужно четко понимать, что только от тебя зависит, как будет дальше твой бизнес жить и развиваться.

«Как только есть понимание, куда ты хочешь двигаться, что ты хочешь делать, тогда уже просто можно сформулировать план, каким образом этого достичь»

В.: Как правильно зарекомендовать свою идею возможному спонсору?

Д.Ш.: Это сложно, нужно всему этому учиться. Но, во-первых, никто не отменял таланта продаж, т. е. себя продавать надо уметь. Правильно себя презентовать, выглядеть хорошо, заводить знакомства, не раздражать людей, подобающе вести себя. Очень важна такая составляющая, как знакомства. Важно обладать умением заводить хороших знакомых и поддерживать с ними хорошие отношения. Потому что продать человеку, который видит тебя в первый раз, практически невозможно. Есть, конечно, легенды о том, как великие люди типа Илона Маска это делали. Это как изобретения. Они не происходят, как щелчок пальцами. Изобретения происходят путем стараний, неудач и достижений.

Великие изобретения – это часто результат 8-10 неудачных экспериментов, десятков лет работы. То же самое касается продажи себя, своих идей. Не всегда это будет срабатывать, это не будет работать, как легенда про яблоко, упавшее Ньютону на голову, после чего он сформулировал закон всемирного притяжения. До него этот закон пытались подтвердить еще человек 10, но только он смог это сделать внятно. Не получится это с первого раза, может не получиться и с десятого – к этому нужно быть готовым. А уже потом, с тренировками, со связями, с правильными людьми вокруг тебя, твоей хорошей репутацией это будет делаться очень легко.

В.: Какой бы совет Вы дали себе 14-летнему?

Д.Ш.: Скорее всего я обратил бы свое внимание на то, что за свои поступки мы отвечаем сами и решения мы принимаем сами.  Думаю, это бы сильно помогло.

В.: Есть ли у Вас правило успешного человека, которым Вы можете поделиться?

Д.Ш.: Почему-то считается, что бизнес-правила – это умение вставать рано, делать много, заниматься йогой, читать много книг. Хотя все на самом деле банально: уделять время себе, не торопиться принимать решения, обдумывать очень многие вещи, которые происходят. Потому что эти вещи большого масштаба. И давать себе возможность чувствовать себя хорошо, высыпаться и не нервничать, потому что нервы всегда приводят к неправильным решениям.

В.: Как правильно ставить цели и как их достигать?

Д.Ш.: Я повторюсь о том, что нужно различать цели и пути достижения этих целей. Люди часто путают это. Для кого-то цель – это большая зарплата, но это не может быть самоцелью, ведь большая зарплата – это один из шагов, который позволит вашу цель достичь. Думаю, что все-таки главный рецепт – это правильно поставить себе цели, делать их не материальными, а скорее что-то изменить, чему-то научиться, чего-то достичь. И как только такая цель появится, нужно четко осознать, какие шаги следует предпринять для достижения этой цели. Есть очень популярная тема в мире: цели на год, когда ставишь себе на ближайшие 365 дней 1-2 цели: например, что-то делать по-другому или выучить новый язык и так далее. Это очень сильно влияет на развитие, на состояние, на отношение к себе так и к другим, это будет очень полезно.

«В подростковом возрасте есть время, возможности и привилегия мечтать, и этим нужно пользоваться»

В.: Как Вы относитесь к стартапам?

Д.Ш.: Пока что в Украине рынок стартапов еще не развит, и, в первую очередь, не хватает финансирования, чтобы нормально развивать начинающие бизнесы. Но людей талантливых хватает и идей хороших тоже. Мы за всем этим наблюдаем и чаще всего помогаем, по мере сил и возможностей.

В.: Как лучше начинать подростку развивать свой бизнес?

Д.Ш.: Все люди, которые начинают взрослеть, обладают одним очень хорошим качеством – определенным романтизмом, верой в светлое будущее, в удачу и успех. Мне кажется, что в такой ситуации лучше все-таки думать о своих идеях. Я не даю гарантии, что большинство из этих идей реализуются, но, по крайней мере, если хоть что-то начнет получаться, это будет прекрасно. В таком возрасте есть время, возможности и привилегия мечтать, и этим нужно пользоваться. Потому что, если какая-то из идей и стремлений реализуется, это будет история, похожая на историю Илона Маска, или Билла Гейтса, или Марка Цукерберга. В этом возрасте шансы придумать и реализовать свою идею больше чем, в двадцать или в тридцать лет.

В.: Как получить подростку свой первый опыт в сфере, которая ему нравится?

Д.Ш.: Нужно наблюдать, как работает интересующий его бизнес, искать контакты, заводить друзей, знакомых, которые этим интересуются. Сейчас интернет очень сильно помогает находить себе сообщества, которые будут также развивать тебя. Но знакомства должны быть не только в интернете, но и реальной жизни. Нужно не бояться находить и знакомиться лично с людьми, которые отвечают за этот бизнес, развивать те направления, которые интересны именно вам, знакомиться с ними и предлагать себя. Не бояться отказов, неудач и тяжелых ситуаций, которых может быть немало. Нужно просто идти дальше.

User registration

You don't have permission to register

Reset password